Земная жизнь Пресвятой Богородицы
Земная жизнь Пресвятой Богородицы |
Предание Церкви о земной жизни Пресвятой Богородицы представлено в очерке выдающегося проповедника, иерарха Русской Православной Церкви двадцатого столетия митрополита Николая (Ярушевича, 1892-1963).
Пресвятая Богородица, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» — человек, дочь рода человеческого. Она жила на той же земле, что и мы, была ребенком, отроковицей, была взрослой женщиной, достигла преклонного возраста. Младенцем знала материнскую ласку, перенесла сиротство, была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца — праведного Иосифа. Святые отцы учили, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе, и не было радости большей, чем у Нее, узревшей воскресшего Господа. Конец Своей жизни Она провела в доме возлюбленного ученика Христова — Иоанна Богослова, принимая живое участие в созидании первохристианской Церкви и укрепляя апостолов; но все время стремилась Она вновь соединиться с вознесшимся Господом и завершить Свой путь, который был дивным сочетанием земного и небесного, житейского и в то же время превосходящего всякий разум. Воистину Она была сродницей нашей по человечеству, познавшей и девство, и материнство, вдовство, и бедность, и горе, и уничижение, когда в Сыне Ее на Голгофе оскорблялось и убивалось все Ее заветнейшее и священнейшее, но в то же время имевшей светлое знание о том, что Ее будут «ублажать все роды» (Лк. 1, 48). Если Пресвятая Дева является лучшей и первой по благодати среди всего рода человеческого и собора ангельского, если Ее образ светит нам через все века, как образ истинной одухотворенной человечности, научающей всяческой добродетели, то необходимо нам, хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жития. Если о Господе Иисусе Христе сказано у апостола Павла: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18), то и о Пречистой Его Матери можно предположить, что Она поставлялась Господом в различные и нелегкие жизненные условия, чтобы помогать в искушениях людям и примером Своим охранять их от малодушия, сомнений и отчаяния в трудностях. Земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его Святейшей Матери прошла не в царском дворце, а среди простых ремесленников — жителей небольшого города Назарета, в условиях, внешне не отличавшихся от их бытовых и семейных условий. Праведный Иосиф был плотником и научил Господа Иисуса Христа этому же ремеслу. Святой Иосиф нес те же гражданские, религиозные и общественные обязанности, что и его соседи. Ничто внешнее не отличало святого семейства. Поэтому естественно, что жители Назарета, увидев Христа, проповедующего и творящего чудеса, «…изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его, не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» (Мф. 13, 54-56). Эти слова свидетельствуют о простоте и смиренности жизни всего святого семейства и Самой Пречистой, ибо Она упомянута даже отдельно, как скромная, непримечательная женщина. Между тем за этой смиренной внешностью скрывалась и величавая чистота, и доброта, и мужество, и твердая воля. Пламенность этого характера сочеталась с глубокой духовной рассудительностью, с тем даром рассуждения, который поставлялся святыми отцами в первый ряд даров и добродетелей. Вся жизнь Пресвятой Богородицы с младенчества была предана Богу. Из Священного Предания мы знаем, что родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, на старости лет благословенные рождеством Ее, посвятили Ее Богу и в трехлетнем возрасте отвели для воспитания в Иерусалимский храм. Это событие празднуется 21 ноября (4 декабря по новому стилю) как двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. В таком раннем возрасте, отлученная от естественной родительской заботы, Отроковица Мария воспитывалась с другими девочками в особом отделении для девиц: упражнялась в молитве и труде. В еврейском народе грамотность была обязательна для мальчиков, чтобы они могли читать Священное Писание. Для девочек же такое обучение было редким. Но церковное Предание говорит нам о том, что Святая Отроковица самостоятельно читала Писание, что Она задумывалась над книгой пророка Исаии, над его изречением «Се, Дева во чреве приимет…» На иконах Благовещения Пресвятая Богородица часто изображается с книгой, а ведь тогда Ей было только 14 лет. Сразу после Благовещения Пречистая с поспешностью пошла навестить Свою родственницу, праведную Елисавету, о которой Ей было возвещено Архангелом Гавриилом, что и та зачала во чреве (Лк. 1; 36, 39). Сама вдохновенная песнь Богородицы во время встречи с праведной Елисаветой свидетельствует о Ее знании Священного Писания, о знакомстве с хвалой Богу Анны, матери пророка Самуила[1]. Дева Мария обучалась в храме и рукоделию. О прекрасном, художественном рукоделии Ее говорит и предание о том, что нешвенный хитон Христа, о котором воины на Голгофе бросали жребий, был искусно соткан руками Богородицы. Значит, ко всему, преподаваемому Ей при храме, Она относилась со вниманием и усердием. Она делала не менее, но более того, что требовалось, не просто читала для ознакомления, а искала глубины смысла, не только училась рукоделию, но создавала столь прекрасную, дивную ткань для Божественного Своего Сына, что даже грубые воины пожалели ее разорвать. Эти знания и эти труды нисколько не мешали Ей в молитве и богомыслии. Она была воспитана во всем традиционном благочестии иудейском, краеугольным камнем которого было ожидание Мессии. Отсюда происходило духовное значение, придаваемое иудеями чадородию. Все колена Израилевы желали продолжения своего рода, ибо из колена Иудина должен был произойти Мессия, а потомки прочих колен, дождавшиеся Его, сподобились бы служить Ему и царствовать с Ним. Оттого безчадие и вызывало поношение в народе Израилевом. Оттого и огорчались родители Пресвятой Девы, что нет у них до старости детей, оттого и святая Елисавета, зачав Иоанна Крестителя, говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые Он призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1, 25). Но 12-13-летняя Отроковица Мария в Божественном вдохновении с мужеством объявляет священникам храма о новом образе святости и служения Богу — о своем обете безбрачия, хотя это, казалось бы, лишало Ее надежды непосредственно участвовать в деле воплощения Мессии, несмотря на то, что Она принадлежала к роду Давидову из колена Иудина — особому носителю мессианского обетования. Сколько же нужно было упования на Бога, мужества и богопросвещенности, чтобы ребенок мог противостать тысячелетней иудейской благочестивой традиции! Но воля Мариина превозмогла, и священники не стали принуждать Ее к браку. По указанию Божию они только избрали хранителя Ее девства — старца Иосифа из того же рода Давидова, чтобы не было соблазна и смущения в народе от нарушения обычая. Но вот совершается Благовещение. Приснодева слышит ангельское приветствие и пророчество о Царстве Сына Своего: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33). Получив такое ангельское пророчество, другая женщина, даже и благочестивая, могла бы только обрадоваться и возблагодарить, но Пресвятая Дева не отдалась первому побуждению восторга, Она тут же вспомнила о Своем нерушимом обете и, исполненная благодатного дара рассуждения, спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». И, только получив изъяснение Ангела, ответила смиренным согласием: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 28-38). Из этого же духовного дара рассуждения, соединенного со смирением, проистекали и Ее молчание перед обручником Своим, когда обнаружилось Ее чревоношение. Она не могла Сама защитить Себя, ибо слова Ее или показались бы ему ложью, или Ни разу, ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Богоматерь не говорит ни об одной Своей добродетели, кроме смирения ( «призрел на смирение рабы Своей» — Лк. 1, 48), так же, как и Спаситель, открывший о Себе, что Он «кроток и смирен сердцем»[2]. Может быть потому, что смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей, и Господь и Его Пречистая Матерь сочли нужным сказать о нем, приоткрывая тайну домостроительства Божьего. Именно Ее смирение и сделало Ее достойным орудием Боговоплощения. Бог не посрамил надежды Ее. Праведный Иосиф был свыше вразумлен и стал попечителем, защитником и питателем Богомладенца. Сама Пречистая в Евангелии говорит о нем, как об «отце», когда Отрок Иисус отстал от них и нашелся в храме: «Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя» (Лк. 2, 48). О младенчестве и отрочестве Христа осталось мало сведений. Но примечательным является именно это событие, когда впервые явно проявилось самосознание Отрока о Своем Божественном достоинстве. В то же время отрывок этот евангельский много говорит и о воспитании Иисуса Христа и о Его Матери. Она знала, что это обещанный Мессия, знала все чудо Его рождения, ангельское благовестие, поклонение волхвов и пастырей. Можно было бы предположить, что, склоняясь перед святыней, Она устранится от всякого воспитания Сына в прямом смысле этого слова. О том, что все предречения о Нем, все обстоятельства Его детской жизни Она запоминала и «сохраняла в сердце Своем», дважды говорится во 2-й главе Евангелия от Луки (стихи 19 и 51). Значит, это было существеннейшим и важнейшим, руководившим Пресвятую Богородицу в Ее отношении к Сыну. И в то же время Она считала, что на Нее возложен Богом материнский долг не только физического питания или ухода за Младенцем, но именно воспитания. Евангелие говорит, что двенадцатилетний Отрок Иисус, найденный родителями после Своей отлучки во храме, «… пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них» (Лк. 2, 51). Но повиноваться можно только указаниям, распоряжениям. Если нет их, то нет и повиновения. Пресвятая Богородица знала силу слов Своих для Сына, поэтому Она не усомнилась, что желание Ее будет исполнено и Спасителем совершеннолетним на брачном пире в Кане Галилейской, когда бедным брачующимся не хватило вина. Хотя Христос как бы отвел ходатайство Ее — «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой», Она все же сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 4-5). И первое чудо было сотворено по желанию Богородицы, в уважение к Ее предстательству. Этим заветом и советом Богородицы людям — «что скажет Он вам, то сделайте» — как бы начинается непосредственное отношение Ее к миру, к человечеству. В исполнении слов Христа — все наше спасение. Повинуясь им, мы, по предстательству Преблагословенной, участвуем духовно на брачном пире, и вода в тяжелых каменных водоносах — простая вода обычной нашей жизни — претворяется Христовой силой в вино духовного радования. Чудо в Кане Галилейской является не только первым чудом Спасителя, но и первым знамением Покрова Божией Матери, Ее деятельного материнского участия в нашей жизни. Та, что Казанским Своим образом будет благословлять христианские браки на Руси, здесь уже является благой покровительницей верующей семьи; Пресвятая Богородица не пренебрегает даже малыми человеческими нуждами, нашей простой радостью. И Господь, исполняя просьбу Своей Пречистой Матери, претворил воду в самое лучшее, драгоценное вино; св. евангелист приводит слова распорядителя брачного пира, премудрого архитриклина, сказанные жениху: «…Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2, 10). Почему Священное Писание отмечает качество вина? — Потому что вино в нем символизирует радость, и в данном случае отмечается полнота радости, — не по средствам и обычаям бедных этих людей, но в преизбытке, не мерою дал им радование Спаситель, ради предстательства Богоматери, потому что Она желала для этих людей самого лучшего, самого щедрого дара. Начинаются три года проповеднического подвига Христа — и Его Матерь остается в тени. Ее нет в ликующей, преклоняющейся толпе учеников, даже в день торжественного вступления Господа в Иерусалим. Большинство чудес совершается без Ее присутствия. Лишь в немногих случаях возможно видеть или предполагать Ее непосредственное участие в жизни Спасителя, хотя бы Она и не упоминалась. Святой евангелист Иоанн рассказывает, что два ученика Иоанна Крестителя (один из которых был Андрей, брат Симона Петра, а второй, вероятно, он сам) спросил Господа: «Равви, — что значит „учитель“, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (Ин. 1, 38-39). С такой точностью во времени говорит Иоанн Богослов об этом посещении. Но ведь Иисус Христос жил с Матерью. Значит, мы можем предположить, что Она принимала у Себя в доме и предлагала трапезу этим первым ученикам Христовым, пробывшим у них «целый день», иначе говоря, присутствовала при самом зарождении Церкви, проявила первую заботу о ней, о будущих апостолах. Из Евангелия от Матфея известно, что в Капернауме в то время и был «дом» святого семейства, переселившегося из Назарета ( «И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме» — Мф. 4, 13). Следовательно, можно думать, что блаженный гости эти посетили Господа именно в Капернауме. Город этот упоминается не раз и впоследствии. После чуда в Кане Галилейской Иисус идет в Капернаум — «…Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли несколько дней» (Ин. 2, 12). Святой евангелист Марк во 2-й главе рассказывает о чуде с расслабленным. Из странствований Своих Спаситель вернулся в Капернаум; «и слышно стало, что Он в доме» (Мк. 2, 1). Хотя и не сказано в «Своем доме», но это должно как бы само собой подразумеваться. Жители Капернаума, соседи, услышали, что Он вернулся. «Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк. 2, 2-4). Благочестивый читатель вправе предположить, что Пресвятая Дева, жившая в Капернауме, была свидетельницей этого чуда. Евангелие даже приводит деталь архитектуры этого дома, по восточному обычаю имевшего плоскую, земляную крышу, которую можно было «прокопать». Неоднократно Богоматерь упоминается наряду с «братьями» Христовыми. Она с ними приходит к Иисусу Христу. И вот тут сочетание Евангелия с церковным Преданием раскрывает новую черту земной жизни Богоматери, глубоко нас научающую. Евангелие говорит о том, что «братья» Христовы (дети праведного Иосифа от первого брака) не верили в божественность Иисуса Христа ( «Ибо и братья Его не веровали в Него» — Ин. 7, 5). Предание рассказывает, что эти братья настолько не любили Господа, даже в Его отрочестве, что воспротивились, когда Иосиф пожелал поровну между всеми разделить унаследованный от предков клочок земли. Только св. Иаков предложил свою долю по-братски разделить с Отроком Иисусом. Поэтому он один носил впоследствии имя брата Господня, а другие «братья» не дерзали на это наименование, памятуя о своем грехе небратолюбия. Даже в соборном послании св. Иуда именует себя «рабом Иисуса Христа, братом Иакова». Между тем Пресвятая Богородица и после смерти Своего обручника не уклонилась от общения с этими неверующими и грубыми людьми, которые даже хотели помешать Евангельской проповеди и взять Иисуса, говоря, что «…Он вышел из себя» (Мк. 3, 21). Этим братьям Господь сказал: «…Для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7, 6-7). Так обличил Христос этих людей, не только преданных миру, но и мирящихся со злом, малодушно или равнодушно не возвышающих своего голоса против зла. Ведь они издевательски говорили Христу: «Никто не делает Могла ли не страдать Богородица, живя или, во всяком случае, часто общаясь с такими людьми, видя их недружелюбие и неуважение к Господу? Христос не раз говорил о значении духовного родства, неизмеримо превышающем значение кровного. Когда некто сказал Ему: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, Он… сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь» (Мф. 12, 47-50). Богоматерь смиренно приняла эти строгие слова, ибо Она воистину исполняла волю Небесного Отца. Она была милосердна к злым и неблагодарным и матерински все терпела от названных Своих детей, ибо, по слову апостола Павла, «любовь долготерпит… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (2 Кор. 13; 4, 7), и упование и терпение Пресвятой Богородицы принесли свои плоды. О «братьях» Иисусовых мы знаем, что св. Иаков впоследствии стал первым епископом Иерусалимским и почитался Церковью наравне с апостолами; св. Иуда стал апостолом; все братья приняли христианство и назывались в древней Церкви по родству с Господом «деспосинами» (родственниками Господа). Свято сохранял веру этот род до IV века. Так, св. мученик Конон в 249 году заявил на суде: «Я — из Назарета, родственник Господа, Которому служу, как служили мои предки». Таким образом, молитвами Богородицы уверовали и пришли к Господу не только «братья» Иисусовы, но и дальние потомки их в течение веков. Этот пример из жизни Богородицы, касающийся семейных отношений Ее на земле, учит и нас всегда надеяться, терпеть и не отчаиваться, если мы страшимся за судьбу наших близких. Но вот наступают самые тяжкие испытания для Пресвятой Богородицы: над Ней сбывается слово св. Симеона Богоприимца, сказанное Ей в сороковой день после рождения Богомладенца: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). Она воочию увидала на Голгофе падение многих во Израиле, начиная со злобных богоубийц из синедриона, подстрекающих простой народ, который мгновенно неблагодарно забыл о всех чудесах Иисусовых и сменил восторженное поклонение на требование казни для Него и издевательства, и кончая падением самих апостолов, малодушно отрекшихся от Учителя и бежавших в минуту опасности. Она увидела и поругание и распятие Своего возлюбленного Сына. Ей не могли не вспомниться обетования Архангела во время Благовещения о том, что Ее Сыну Господь «даст престол Давида, отца Его, и Царству Его не будет конца», и вот эти престолом оказался Крест, на котором Пилат велел написать по-латински, гречески и еврейски: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19). На Голгофе, таким образом, испытывалась и вера Пресвятой Богородицы, ибо, по земному, человеческому рассуждению, всему пришел конец — Архангелово пророчество как бы обмануло. Материнская любовь невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения; подлинно, оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла. Если мы не знаем из Евангелия Ее слов на Голгофе, то мы знаем слова Господа, обращенные к Ней. Он сказал Ей, увидев с высоты Креста Ее и «ученика, которого любил» (Иоанна Богослова): «Жено, се сын Твой», потом сказал ученику: «Се Мати твоя». Он не назвал Богородицу здесь Своей матерью, может быть, оберегая Ее от поругания толпы, которая могла бы пытаться расправиться с Матерью казнимого. Но Господь этими словами не только передал апостолу Иоанну земную заботу о Своей Матери, — Он усыновил Ей в лице Иоанна весь человеческий род. На Голгофе как бы закончилась частная и семейная жизнь Богородицы. До сих пор Она была связана с семьей Своего обручника; о старшем сыне его, св. Иакове, возможно предполагать, что он во время страданий Христовых уже был близок к вере во Христа, так как Господь по Воскресении Своем удостоил его Своего особого явления (1 Кор. 15, 7). И все же не ему — Своему названному брату — завещал Иисус Христос Свою Мать, а апостолу Иоанну — наиболее духоносному из евангелистов, и мы видим, как Пресвятая Дева с этого времени неразрывно связывает Свою жизнь с апостолами, непосредственно участвуя в созидании и утверждении Церкви. Живет же Она в доме Иоанна Богослова. Усыновление Ей человечества было как бы печатию того, что Она вышла победительницей из Своего грозного испытания и отныне могла помогать Церкви в ее искушениях. Церковное Предание говорит об отдельном явлении Ей Ее Божественного Сына. После вознесения Христова апостолы «…возвратившись в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали» (Деян. 1, 12-13). Сделали они это по велению Спасителя, Который сказал: «…не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 4-5). Поэтому они и готовились к принятию Святого Духа, и «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Это был наиболее тесный круг лиц, близких к Спасителю, объединенный этим евангельским ожиданием. Священное Писание говорит о «молитвах и молениях». Очевидно, моления имели несколько расширенный характер общего молитвословия, ибо дальше рассказывается о собрании в эти же дни человек около ста двадцати, на котором св. апостол Петр предложил восполнить апостольское число, взамен отпавшего Иуды Искариота. «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия. И помолились… и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию» (Деян. 1; 23-24, 26). Значит, Пресвятая Богородица присутствовала на этом первом христианском Соборе, касающемся строительства Церкви. В главе 2-й Деяний говорится: «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (ст. 1) и тогда сошел Святой Дух в виде огненных разделяющихся языков, и «исполнились все Духа Святого» (ст. 3-4). На всех иконах Сошествия Святого Духа неизменно среди апостолов изображается и Богоматерь. Священное Предание рассказывает, что и Она была преисполнена духа апостольского, и когда апостолы бросили жребий о том, куда каждому из них направиться с проповедью, и Богоматерь пожелала идти проповедовать. Жребием Ее была Иверия — теперешняя Грузия, но Промысл Божий отклонил Ее от этого трудного и дальнего путешествия. Она была более нужна в Иерусалиме, при колыбели первохристианской Церкви. Ее присутствие укрепляло св. первомученика Стефана, когда того побивали камнями, к Ней обращались верующие, к Ней, по преданию, привел св. Дионисий Ареопагит — ученик св. апостола Павла, двух новообращенных галлов, и сам он был потрясен Ее милосердием, простотой и нравственным величием. Она сохраняла дружеские связи с людьми, знавшими и любившими Иисуса Христа. Так, Она пожелала посетить св. праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, который был в то время епископом Кипра. Он очень хотел Ее видеть. Она решилась на это тяжелое путешествие, хотя в это время Она была уже в преклонном возрасте. На обычной тогда триреме — гребном и парусном судне — Ей пришлось плыть по бурному Средиземному морю. Предание говорит, что разразившаяся буря погнала этот утлый кораблик к Афонскому полуострову — в то время одному из центров поклонения эллинским богам. Когда Матерь вступила на берег, изваяния богов упали и разбились, а жители с верою приняли благовестие Пречистой о Ее Божественном Сыне. Уезжая с Афона, Она сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на этом месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Его! Я буду Заступница этому месту и теплая Ходатаица перед Богом». Сев затем на корабль с Иоанном Богословом и другими Своими спутниками, Она отплыла к Кипру. Св. епископу Лазарю Она привезла поручи и омофор, вышитые Ею. В этот же период Своей жизни Она много общалась с евангелистом Лукой — художником и врачом. В его Евангелии записаны, вероятно, Ее рассказы о Благовещении, посещении святой Елисаветы, рождестве, младенчестве и отрочестве Христовом, ибо, кроме Нее, никто не мог знать этих подробностей. Апостол Лука первым запечатлел Ее образ на иконах. И Она одобрила их и благословила его труды. Пресвятая Богородица до Своей блаженной кончины жила в Иерусалиме, в доме Иоанна Богослова, — в семье, имевшей некоторый достаток. Мы знаем из Евангелия, что св. Иоанн был известен в доме первосвященника (Ин. 18, 15). Две вдовицы, которым Она впоследствии завещала Свои одежды, служили Ей. Иерусалим был полон для Нее горестных и радостных воспоминаний. Предание повествует о том, как Она благоговейно со слезами проходила путем страданий Христовых, останавливаясь и у домов первосвященников, и у претории Пилата, и у страшной Голгофы. Она посещала Гефсиманский сад — то место, где в последнюю ночь после Тайной Вечери Христос молился до кровавого пота, и то место, где лобзанием предал Его Иуда. И наполнял Ее сердце радостию победно отверстый Гроб Христов. В Гефсимании же покоились и Ее святые родители и Ее обручник — праведный Иосиф. Здесь Она желала лечь и Сама на вечный покой. Как ни любила Она апостолов и новообращенных чад Церкви, как ни была всецело предана воле Божией, Она все-таки тосковала без Сына и стремилась к Нему. Святой Игнатий Богоносец писал о Ней: «У нас все знают, что приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей». Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии — кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии — учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал Ей воздают видевшие Ее. Святой Игнатий Богоносец был Ее младшим современником. Его считают тем ребенком, которого обнял Спаситель, ставя дитя в пример ученикам. Однажды, так повествует церковное Предание, в маститой старости Она молилась на горе Елеонской о скорейшем разрешении от тела. Как некогда, Ей опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы. Он сказал, что через три дня последует Ее успение, и подал Ей блистающую пальмовую ветвь, как знак Ее победы над злыми духами и узами плоти, с тем, чтобы эту ветвь несли во время Ее погребения пред смертным одром Ее. Вернувшись домой, Пресвятая Богородица рассказала об этом св. Иоанну Богослову и показала ветвь. Она радовалась Своему исходу, но скорбела, что остальные Апостолы, в которых Она также видела детей Своих, далеко от Нее, занятые проповедью христианства, и не смогут с Ней проститься. Но вдруг вокруг дома послышался шум, сгустились облака — и все апостолы, кроме Фомы, вошли в горницу Богоматери. Невидимой силой они были перенесены в Иерусалим. Пречистая благословила их, простилась и попросила положить Ее тело в Гефсимании, рядом с родными могилами, предав обычному погребению. В этом завещании сказалось еще раз глубокое смирение Богоматери, и в этот последний день жизни помышлявшей о Себе, как о простой рабе Господней, и не желавшей в погребении Своем отличаться от других людей. Но Господь соделал дивным и торжественным Ее успение. В назначенный Архангелом день Богородица молилась, возлежа на одре. Ее окружали апостолы. Вдруг храмина наполнилась светом, в котором, казалось, исчез потолок. С разверзшейся сияющей вышины сошел Сам Господь Иисус Христос за душой Своей Преблагословенной Матери. Увидев Его, Она повторила слова Своей боговдохновенной песни при встрече с праведной Елисаветой: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Он же, взирая на Нее с любовию, призвал Ее в небесные обители. Тогда Она ответила Ему: «Готово сердце Мое, готово» — и без всякого телесного страдания, как бы засыпая, предала душу в руки Своего Божественного Сына. Восхождение Ее души сопровождалось ангельским пением. Во время погребения одр с Ее телом несли святые апостолы Петр, Павел и Иаков — брат Господень с прочими святыми апостолами, Иоанн же шел впереди с райской ветвью, принесенной Архангелом. Это шествие направилось в Гефсиманию через весь Иерусалим. Но враги христианства не могли стерпеть такого торжественного погребения Марии — Матери Христа. Они пытались разогнать провожавших, чтобы опрокинуть одр и потом сжечь Ее тело. Но когда воины из стражи первосвященников и некоторые иудеи с яростью напали на погребальное шествие, то были поражены слепотой и ничего не могли сделать. Особенно свиреп был иудейский священник Афоний. Когда Афоний увидел апостолов и одр Богоматери, дерзновенно он попытался схватить его и опрокинуть, но руки святотатца были тотчас отсечены Ангелом. Покаявшись, Афоний получил исцеление и стал христианином. Богоматерь была похоронена в пещере, вход в которую завалили камнем. На третий день после успения Богоматери в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он очень опечалился, что не смог получить Ее благословения, и просил открыть для него пещеру, чтобы поклониться хотя бы Ее телу. Апостолы исполнили его просьбу, но на гробовом ложе тела Богоматери не оказалось. Там лежали только погребальные пелены, как и в живоносном Гробе Христовом лежали только пелены и сударь воскресшего Спасителя. Апостолы недоумевали и просили Господа открыть им эту тайну. В тот же день они сели за трапезу. После вознесения Спасителя они имели обыкновение ставить прибор и Ему, полагая на нем часть хлеба. После трапезы, молитвенно взывая: «Господи Иисусе Христе, помогай нам», они вкушали эту часть хлеба, как святыню. Когда и в этот раз они в конце трапезы прославили Бога, в воздухе появилась Богоматерь, окруженная небесными силами, и сказала им: «Радуйтесь, Я с вами — во все дни». Они же воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так начались молитвословия, обращенные к Пресвятой Богородице, воскрешенной и с плотию взятой на небо Ее Божественным Сыном. Поистине, Она осталась навеки с апостолами и их учениками, со всеми христианами — неизменно милостивая и преисполненная материнской любовью. Проходит век за веком, и во все века ублажают Ее все роды.
Источник: Журнал Московской Патриархии, 1960, № 1, с. 58-67.
|
14.06.2012, 5921 просмотр.