священник Константин Пархоменко Кратко о Венчании в Православной Церкви


Когда меня попросили написать о браке, я обрадовался, потому, что это одна из самых светлых и радостных тем. Счастье и благословение Божие самому состоять в браке. Радость видеть, как двое друг друга любят. А для священника есть еще и возможность быть участником этих светлых отношений. Всякий раз, когда я совершаю Таинство венчания, благословляю брак, помогаю супругам разобраться с возникшими сложностями, я понимаю, что служу делу Божию, делу любви.

 

В этой статье я расскажу о том, что из себя представляет православный чин бракосочетания.

Но сначала одно замечание: Излишне говорить, что никакого внебрачного сожительства Церковь не допускает. Бывает, что ко мне приходят молодые люди и говорят, что они хотят «попробовать пожить вместе». Тут священник объясняет, что это пробование не должно включать в себя плотское сожительство.

Пусть узнавание, пусть проверка себя, но без того шага, который по библейскому пониманию соединяет людей «в плоть едину».

Православное Таинство Браковенчания состоит из двух частей – Чинопоследования обручения и Чинопоследования брака.

В обручении молодые люди обещают друг другу верность и, в знак того, что их решение вечно, обмениваются обручальными кольцами (круглое кольцо – символ вечности). Священник читает молитву, в которой просит Бога «призреть на рабов сих и утвердить обручение их в вере, единомыслии, истине и любви…»

После молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма.

После обручения следует Таинство браковенчания.

Хотя сегодня обручаются и венчаются люди, чаще всего, в один день, церковные правила позволяют делать это и в разное время. Бывает, что влюбленные должны расстаться ввиду предстоящей командировки, или просто хотят дать другу обещание верности и любви, хотя к браку еще не готовы. В таком случае мы также совершаем обручение.

Но вот, наконец, Таинство браковенчания. О нем – подробнее.

Слово брак славянского происхождения и означает оно – быть вместе. Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке.

Отныне двое – соединятся, как говорит Библия в «плоть едину», то есть станут одним существом, не телесно, конечно, а душою, – стремлениями, ценностями, радостями, горестями… Пройдут жизнь вместе, неразлучимо, будут любить друг друга и заботиться друг о друге. Наконец, постараются в браке своем осуществить Евангельский идеал.

Православное чинопоследование брака многократно повторяет эти темы – тему единства, тему любви и заботы, наконец, тему достижения совершенства, святости.

Давайте с вами представим, что мы зашли в храм и оказались участниками священного действа венчания…

Молодые поистине прекрасны! Невеста (от славянских слов не ведать, то есть девушка непознанная мужчиной, чистая, невинная) в прекрасном белоснежном уборе. Это знак ее чистоты. Такой чистой – и телом и намерениями она себя вручает любимому мужчине.

Жених же – в костюме, или, во всяком случае, одет торжественно. Это не просто дань культурным традициям. Одежда жениха здесь свидетельствует о серьезности его намерений. Он ответственно и серьезно, по-взрослому, готов взять на себя заботу и попечение о любимой.

Молодые входят в храм. После обручения их ведут на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак их чистоты и искренности. У них в руках зажженные свечи – знак их горения в вере и любви.

Священник спрашивает жениха2: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль, взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь?..

Те же вопросы задаются невесте.

Таинство начинается возгласом: „Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…“ Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им начинается, кроме венчания, Божественная Литургия. Этот возглас предваряет венчание потому, что венчание с древности мыслилось одной из самых ярких, торжественных, глубоких по содержанию и важности служб.

Этот возглас также напоминает о том, что должно стоять в центре устремлений молодоженов – достижение Царства Небесного.

Далее дьякон произносит ектению3:

Миром Господу помолимся!

…О рабах Божиих (имена) ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Канне Галилейской, Господу помолимся.

О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, все на пользу и ко спасению, Господу помолимся.

Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства браковенчания.

Затем священник произносит несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них: «Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их [Адама и Еву] словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыка Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе жены утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимся…»

Я не привожу длинное перечисление имен ветхозаветных героев, тех семей, в которых, если можно так выразиться, брак состоялся. А в молитвах на венчание это перечисление занимает добрых несколько страниц.

И это замечательно! Молодожены утверждаются в мысли, что они не первые вступают на это поприще. Что и до них были благочестивые люди, которые благодаря вере своей, любви к Богу и друг другу сумели сохранить свои отношения в чистоте. И пронесли их сквозь все невзгоды и испытания и представили Богу и получили от Него награду.

Затем священник берет венец похожий на митру – священный епископский головной убор и трижды провозглашает: Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой.

То же повторяется с невестой.

Я неспроста упомянул, что венчальный венец похож на епископскую митру. Пусть историки говорят, что в древности это был всего лишь венок из полевых цветов, что ж из этого?.. Сегодня венец сделан напоминающим именно митру. Почему?

Да потому, что молодые люди, которые прежде зависели от других, отныне вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. Они становятся владыками сами себе! Епископская митра – знак власти. Власти соединенной с любовью. Так и наши молодожены. Самовластны и нежны! Ответственны и любящи! Независимы и… зависимы. Зависимы от любви и от своей второй половины.

После этого священник торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!4» Этот возглас повторяется трижды и каждый раз священник благословляет брачующихся.

Затем читается Священное Писание – отрывок из Апостольского5 и отрывок из Евангельского чтений.

Что касается Евангельского, так это всем известный рассказ о первом чуде, совершенном Господом, рассказ о превращении воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства браковенчания.

…Праздник, пир, торжество было и до того, как Христос туда, в Кану, пришел. Но когда Он пришел и сотворил чудо праздник вспыхнул с новой силой. И стало всем лучше, чем было!

Вот так и Господь Христос. Приходит к любящим друг друга, благословляет их и отношения и любовь разгораются больше и становятся ярче, чем были. Пришествие Христа – это не обеднение праздника, а усиление его и освящение – «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком!»6

Часто люди, прожившие какое-то время в браке без его церковного освящения, просят совершить над ними Таинство браковенчания. И вот когда Таинство совершается они приходят и рассказывают, что в их брак, после Таинства вошло какое-то новое измерение. «Как окно открыли в душной комнате» – сказала недавно одна прихожанка. В их брак входят радость, свет, новые сильные чувства. Поистине, Христос творит чудо – воду их отношений претворяет в вино.

Затем священнику подносят чашу с душистым вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Эта чаша подается молодоженам и каждый из нее испивает. Эта чаша, напоминающая о пире, празднике, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их лентой епитрахили и ведет молодых вокруг аналоя, специального столика на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в руке и он символизирует здесь Самого Христа. Христос ведет мужа и жену! Евангелие, вокруг которого идут новобрачные означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути.

Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери и… гимн мученикам: «Святи мученицы, добре страдальчествоваше и венчавшиеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Отметьте, что тут говориться о венце Небесной Славы, который получили мученики в награду за смиренное и терпеливое перенесение скорбей и страданий.

Почему такие песнопения в радостный день браковенчания?.. Потому, что супружеская жизнь не всегда легка. И на путях этой жизни будут скорби, тернии, болезни… Но Церковь, напоминая о мучениках, этих героях, рыцарях духа говорит нам чтобы мы не унывали. Бог с нами. Он и укрепит, и даст сил перенести все невзгоды. И вознаградит, если все смиренно перенесем, нетленным венцом!

Венцы снимаются. Свечи гасятся.

Священник произносит: «Возвеличься жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мир и твори в праведности заповеди Божии».

Затем батюшка обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог».

Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов теперь с нашими молодоженами. Пусть идут в мире и строят с помощью Божией свои отношения. И возрастают душою и потомством от славы к славе!

Заканчивается Таинство торжественной молитвой обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, хороших детей, совершенство в жизни и в вере…»

«Благоденственное и мирное житие… – начинает негромким голосом дьакон…

…здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие… – продолжает дьякон громогласно…

…подаждь Господи рабам Твоим ныне браковенчанным (имена) и сохрани их на многая лета! – заканчивает дьякон на пределе голосовых возможностей.

Хор отвечает: Многая лета! Многая лета! Многая лета!

Многая лета… – присоединимся и мы к этому ликующему гимну, – всем добрым и честным супругам.

 

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 Для удобства читателя почти все слова чинопоследования Венчания мы будем приводить в переводе на современный русский язык.

3 Слово ектения с греч. означает протяжное моление.

4 Кто присутствовал на венчании, мог обратить внимание на то, что некоторые священники произносят этот возглас в церковнославянской редакции (как это и предписывают богослужебные книги) – «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!» Слово «я» по славянски означает «их».

5 Еф. 5, 20-33.

6 Ин. 10, 10

06.11.2014, 2273 просмотра.